09:21 Нollywoodreporter: "Опасный метод": спокойная манера и жестокие фильмы Дэвида Кроненберга | |
Человек, которого критиковали в канадском парламенте, чьи фильмы были настолько странными, что Мартин Скорсезе боялся с ним встретиться, на самом деле ученый интеллектуал. Новый исторический фильм, "Опасный метод", может стать одной из его лучших работ. В начале 2010 года, мечта Дэвид Кроненберга снять "Опасный метод" - реальную историю о Сабине Шпильрейн: любовнице Карла Юнга, последовательнице Зигмунда Фрейда и пациентке обоих мужчин - внезапно развалилась на кусочки. Канадский режиссер узнал по э-мейлу, что Кристоф альц отказывается от роли Фрейда, чтобы сняться в более высокобюджетном фильме "Воды слонам!", хотя Вальц сам просил Кроненберга взять его на роль. Но он был не первым актером, покинувшим проект (Кристиан Бэйл год назад отказался от роли Юнга), а такой расклад заставил бы многих режиссеров заволноваться. Но не Кроненберга. - Вальц свальсовал, а Бэйл свалил (игра слов: имя Bale и bail - свалить - прим. пер.), - насмехается он. В 68 лет, Кроненберг стал олицетворением спокойствия: учитывая тот факт, что он, не смотря на исчезновения звезд, не просто снял "Опасный метод" с Кирой Найтли, Вигго Мортенсеном и Майклом Фассбендером в главных ролях, но еще и на большинстве кинофестивалей фильм собрал такое количество наград, что его признали самым успешным проектом Кроненберга за последние несколько лет. Критик Тодд МакКарти из The Hollywood Reporter назвал фильм "точным, понятным и захватывающе-дисциплинированным", добавив, что он "потрясающе охватывает все драматичные двоякости в людях". Премьера фильма с бюджетом в 20 миллионов долларов состоялась в Венеции (где он удостоился 80% положительных рецензий от критиков, согласно сайту RottenTomatoes.com), второго сентября, до того, как выйти на большие экраны 10 сентября, на Международном Кинофестивале в Торонто. А компания Sony Pictures Classics, купившая фильм для всемирного релиза 23 ноября, после показа ранней версии в марте, искренне верит, что они вытянули счастливую карту. - Глубина персонажей и предмет обсуждения просто поразительны, - говорит президент Sony Pictures Classics Майкл Баркер, - Это великолепный фильм, доступный, умный, но так же являющийся развлечением. Одетый в обычные джинсы и черную футболку в этот поздний августовский день, Кроненберг, с седеющими волосами, откидывается в удобном кресле, в его торонтской монтажной комнате без окон (где он уже наносит последние штрихи на свой следующий фильм "Космополис" - адаптацию романа Дона ДеЛило), не тревожась об истории "Опасного метода". Его спокойствие объяснимо - не только успешным завершением фильма, но и его от природы спокойным и хладнокровным нравом, соразмерным запутанности его фильмов. Человек, которого обругали в парламенте Канады за его "отвратительные" работы, который был избит критиком Александром Уокером за фильм, "не вписывающийся ни в какие моральные рамки" ("Автокатастрофа" 1996 г.), который стал печально известен за фильмы ужасов, показывающие взрывающиеся человеческие головы ("Сканнеры" 1981 г.) и желудки с вагиноподобными глотками ("Видеодром" 1983 г.), который является одним из самых провокационных и бесстыдных режиссеров нашей эры - за исключением Ларса фон Триера - в реальной жизни просто воплощение аристократичности. Это тот самый человек, чьи фильмы настолько обеспокоили Мартина Скорсезе, что этот оскароносный режиссер боялся с ним встретиться. - Он был в ужасе, - вспоминает Кроненберг, - Он говорил это на полном серьезе. Фильмы "Судороги" и "Бешеная" показались ему опустошающими. А я сказал: 'Марти, это ведь ты снял "Таксиста"!'". Его не возмущают вопросы, вроде "Не вы ли являетесь инкарнацией зла?" - именно так однажды Кроненберг заставил одного журналиста его описать. Или, ссылаясь на заявление Мортенсена, действительно ли его жена, Кэролин Зейфман, которая "всем заправляет", как говорит Кроненберг, занималась сексом на глазах у всего актерского состава фильма 2005 года "Оправданная жестокость". (Он говорит, что это неправда.) Знакомьтесь с Кроненбергом во плоти. Мы находимся недалеко от его торонтского дома. Его абсолютная вежливость - он убедился, что еды и воды для репортеров достаточно, волновался из-за того, что вчерашняя гроза может повлиять на его рейс из Лос -Анджелеса - сильно контрастирует с его режиссерскими работами. Его фильмы всегда разные, от тошнотворных ужастиков 1970 и 80 годов, до экспериментальных работ, как "Связанные насмерть" 1988 г., "Обед нагишом" 1991 г., "Автокатастрофа", и повестей, например "Муха" 1986 г., "Оправданная жестокость" или "Порок на экспорт" 2007 г. Сейчас он преодолел все препятствия и снял почти классическую, историческую драму, где представлены шокирующие подробности личных жизней Фрейда и Юнга. Там нет людей, занимающихся сексом в разбитых машинах, нет кошмарных близнецов, нет гигантских сороконожек или мужей, стреляющих в своих жен. Вместо этого, там есть три гиганта мысли, застрявших в запутанных отношениях. - На самом деле это фильм рассказывает об умных людях, желающих чтобы их запомнили, желающих оставить свой след в истории, но уязвимых до паранойдальной степени, - говорит Мортенсен, - Дэвид и сам не боится академиков. И действительно, фильм - самый глубокий в фильмографии Кроненберга, основанный на сценарии Кристофера Хэмптона - лучше всего подходит задумчивому характеру этого человека, которого продюсер Джереми Томас называет "профессором". - Я всегда был интеллектуалом, - говорит режиссёр, изучавший естественные науки в торонском университете, затем, переключившись на английский, получивший награды за свои короткие рассказы и который называет Феллини и Буньюэля своими любимыми режиссёрами, - я всегда думал головой, всегда был немного самодостаточным. Но я чувствую, что у меня всегда всё шло гладко. О Шпильрейн - которая стала пациенткой Юнга в швейцарской психиатрической больнице Бурхольцли в 1904г., когда ей было примерно 19 лет - Кроненберг узнал после того, как ему на глаза попалась статья о фильме Хэмптона 2003г. "The Talking Cure". Основываясь на биографии Джона Керра 1994г. Хэмптон написал "Самый опасный метод: история Юнга, Фрейда, и Сабины Шпильрейн", который стал одним из множества публикаций и фильмов, последовавших за находкой документов Шпильрейн 70-х годов. Ещё тогда появление больничных карт и кучей писем потрясло всё психоаналитическое общество. Особенно тем фактом, что Шпильрейн, молодая русская девушка, вступила в любовную связь с 29-летним Юнга после того, как стала его пациенткой. Поразительным оказалось также и то, что она посвятила себя идее Фрейда о Танатосе, "Инстинкте смерти" ключевой в его работах, вплоть до того момента, когда во время Холокоста фашисты из эскадрона смерти застрелили Шпильрейн в её родном городе Ростове-на-Дону. Заинтригованный Кроненберг позвонил Хэмптону и попросил вместе работать над фильмом. Сначала британский писатель колебался частично из-за того, что сам хотел быть режиссёром фильма, частично из-за других обязательств. - Я сказал, что не уверен смогу ли я сразу начать, - вспоминает Хэмптон, - а он сказал, что напишет сценарий за меня, а это верный способ заинтересовать меня. Кроненберг не первый режиссёр, которого задела история Шпильрейн. Вдобавок к документальному и биографическому фильмам студия 20 век Фокс, последовав моде, заставила Хэмптона написать сценарий, где роль Сабины должна была исполнять Джулия Робертс. - Увидев сценарий, - отмечает Кроненберг, - они сказали, что Джулия Робертс никогда не согласиться на эту роль. И действительно, в сценарии есть эротические сцены и эпизоды полнейшего безумия. Хотя сценарий, который Хэмптон должен был написать для Кроненберга в корне отличался от проекта компании Фокс, ему всё ещё нужно было вернуть авторское право до того, как продолжить работу над новым фильмом. После долгих переговоров с Фокс Хэмптон и Кроненберг начали развивать свой 94 страничный новый проект, который Кроненберг урезал до 80 страниц. В тоже время продюсер Томас начал поиски финансирования. - Рождение фильмов, которые показывают на фестивалях, всегда очень трудные, особенно в финансовом смысле, - говорит он, - нелегко искать совершенство для своего удовольствия. Поиск денег оказался даже труднее из-за ограниченности времени. - Все это происходило во время финансового кризиса, все говорили, что такой расклад дел меняет все, - объясняет Кроненберг, - Это было довольно неприятно. Даже когда мы начали съемки, некоторые документы не были подписаны. Как одеяло Франкенштейна: есть 15 существ, которые должны одновременно поставить свои подписи. Побег Бейла и Вальца ещё больше всё испортил. Кроненберг понимающе отнёсся к Бейлу, поскольку тот позвонил ему лично, чтобы попросить прощения и покинул проект до того, как формально в нём закрепить свою кандидатуру. Но спокойствие режиссера было слегка нарушено выходкой Вальца. - Кристоф просто преследовал этот проект, - объясняет он, - он пришёл ко мне, чтобы убедить меня дать ему роль Фрейда, потому что его дедушка был учеником Фрейда. После "Бесславных ублюдков" все немецкие деньги крутились около него, а когда он свалил - он потерял большинство этих денег. Все же он говорит: - Я и раньше через это проходил. В каждом моём фильме происходило что-то подобное. Заменив Бейла Фасбендером и взяв Найтли на роль Сабины Кроненберг позвонил Мортенсену и попросил его вскрыть Фрейда, хотя Вигго ранее отказался от этой роли из-за "проблем со здоровьем моих родителей и потому что я не вижу себя в роли Фрейда". На этот раз он согласился - В этой истории Фрейд не такой, каким его представляют большинство людей. Не тот тощий, болезненно выглядящий человек, - говорит он, - ему было 50, и он выглядел довольно бодро. Мортенсен верил, что сможет осилить эту роль. Режиссёр в это тоже верил. - В этом и состоит всё волшебство кастинга, - шутит Кроненберг, - это тёмное искусство. Деньги поступили от трёх разных немецких источников, а также от HanWay Films, Canada's Telefilm, Universal Germany и т.д., хотя не все контракты были подписаны, когда начались съёмки. - Начинать фильм, когда знаешь, что ещё не разобрался с финансовыми вопросами, давать ему зелёный свет, когда ничего ещё не определенно, очень трудно для продюсера, - отмечает Томас. 42-х дневные съёмки начались 26 мая 2010г. в Кёльне, Германия, используя озеро Констанс, вместо озера Цюрих в некоторых панорамных сценах около дома Фрейда в Вене. Кроненберг опередил график на 3 дня, причём за первые два дня съёмок и 99-ти минутный фильм был готов уже 22 июля. - Съёмки были очень приятными, - говорит он, - а финансирование было кошмаром. Но у Кроненберга были кошмары и пострашнее. Снимая один из своих первых фильмов, "Сканнеры", ему пришлось стать свидетелем смерти двух женщин, которые остановились на шоссе, чтобы посмотреть на съёмочный процесс. - Они сбавили скорость, а парень, ехавший позади них - нет, - вспоминает он. Машины столкнулись друг с другом, - один из моих помощников перепрыгнул через ограждение и вытащил женщин из машины, но они были уже мертвы. И это был только первый день съёмок. Я подумал, что если мен удастся пережить это, то я переживу всё что угодно. В случае "Автокатастрофы", которая совмещает в себе секс и жестокие авто-аварии, Тед Тёрнер был настолько расстроен, что делал всё возможное, пытаясь не допустить релиза фильма. Магнат, владеющий компанией New Line - дистрибьютором фильма, "хотел его уничтожить" - как говорит Кроненберг. - Он и Джейн (Фонда, его тогдашняя жена), похоже, посмотрели этот фильм и были шокированы, но в New Line они об этом не сказали. Я уже собирался пообщаться с прессой, когда они сказали мне не садиться на самолёт, потому что премьеру отложили. А я ответил: "Вы что, шутите?". В конце концов Тёрнер сдался. Для фильма "Вспомнить все", снятого по мотивам короткой истории Филипа Дика "Мы вам всё припомним", ему, вместе с адаптатором Рональдом Шусеттом, пришлось просмотреть 12 версий сценария, до того, как он понял, что продюсер Дино Де Лаурентис не на одной волне с ним. - В конце концов Дино сказал: "Знаешь что ты наделал? Ты взял версию Дика. А нам нужно было что-то вроде: Индиана Джонс и его друзья летят на Марс". (Фильм 1990 года, режиссером которого стал Пол Верховен, заработал 263 миллиона долларов во всемирном прокате) Кроненберг часто адаптирует работы таких авторов, как Дик, Дж. Г. Баллард ("Автокатастрофа") и Уилльям С. Берроуз ("Обед нагишом"), но в основном источником его вдохновения являются такие авангардные работы, в которых не заинтересуется ни одна студия. Он намеренно держится подальше от Голливуда, предпочитая жить в родном Торонто и отказываться от таких фильмов, как "Танец-вспышка", "Лучший стрелок" и "Интервью с вампиром". Все это добавилось к его, и так нелегкой, жизни и повлияло не только на профессиональные аспекты, но и на личные взаимоотношения - например, в 1977 он развелся со своей первой женой Маргарет Хиндсон. Он не любит об этом рассказывать, хотя все события отображены в фильме "Выводок" 1979 года, где душат персонажа, напоминающего его жену. Кроненберг однажды сказал, что удушение "доставляет много удовольствия". Сегодня он говорит: - Все это было очень тяжело. Мне нравится быть женатым и я серьезно отношусь к браку. Поэтому развод стал для меня катастрофой. Последние три десятилетия он живет в браке с Зейфман, которая привлекла к себе внимание, сняв фильм о фильме "Оправданная жестокость". Его сестра, Дэнис - дизайнер костюмов и дочь, Кассандра - ассистентка режиссера и одна из его трех детей, постоянно работают над его фильмами. Хотя он и семейный человек, все же ему приходится сохранять дистанцию, "объективность, которой нет у большинства людей", говорит он, "Я эмоционален, но ненавижу сентиментальности. В жизни я не такой спокойный. Правда? Он колеблется: - Да, нет, да... Думаю, я так же эмоционален, как и все остальные. Его мать была музыкантом, а отец - журналистом, обожающим книги и даже владеющим собственным книжным магазином. Его окружали интеллектуалы еще до того, как он начал работать в киноиндустрии и, в 1960 году, вместе с Айвеном Райтманом и другими основал компанию Toronto Film Co-op. - Мой отец был одним из первых людей в Торонто, имеющих пьесы про Одиссея, потому что в то время они были запрещены. Он владел магазином, называвшимся "Книжный магазин Профессора", во времена Депрессии. Из-за того, что его отец продавал настоящие книги, а не копии, "из него не вышел бы хороший бизнесмен". - Мы были где-то на грани между средним и низшим классом людей, в финансовом плане. Но музыка была всегда: у нас дома иногда бывали оперные певцы и скрипачи. Его анархические фильмы вовсе не связаны с желанием пойти наперекор родителям. - Они были творческими, думающими людьми и всегда меня поддерживали, - говорит он, - Это как рок'н'ролл: Эра Эйзенхауера была очень консервативной и репрессивной, а Элвис был угрозой для этой системы. Я вижу в этом некоторое сходство с Фрейдом. Фрейд а считали анархистом, потому что он говорил: "Все это - всего лишь внешняя сторона. Цивилизация есть подавление". С этим высказыванием Кроненберг не спорит, хотя он никогда не занимался психоанализом и не посещал психотерапевтов: - Я никогда в этом не нуждался. Он очарован Фрейдом (не смотря на то, что в фильме он многим покажется самодостаточным маньяком) и ему возможно будет забавно узнать, что Мортенсен, создавая своего Фрейда, брал некоторые его черты с самого Кроненберга. Как говорит актер, они оба обладают сильной профессиональной этикой, спокойны и умеют шутить - хотя некоторые их шуток не понимают. Кроненберг очень эмоционально рассказывает о сумерках жизни Фрейда - по описанию писателя Стефана Цвейга. - Последний год жизни Фрейда разбивает сердце и цепляет до глубины души. У него был небный обтуратор. Цвейг думал, что Фрейд будет в плохом настроении, но был взбудоражен больше, чем обычно. Описание похоже на сегодняшнее настроение Кроненберга. Изгой стал знаменитостью в своей стране. Человек, фильмы которого пытались уничтожить, стал знаменитостью в международном сообществе деятелей кино и любимчиком среди своих коллег. Ему нравится кататься на велосипеде или мотороллере, он любит природу, выражает антипатию так, что с легкостью может шокировать или обидеть. Когда президент Канн Жиль Жакоб сказал, что "Автокатастрофа" должна "взорваться как бомба" прямо в самом разгаре фестиваля, это была полная противоположность того, чего хотел Кроненберг. - Я не очень-то хочу, чтобы мои фильмы "взрывались как бомба". Я о таких вещах вообще не думаю, - говорит дерзкий режиссер, который на самом деле является скромным человеком, - Мне не нужно, чтобы меня оскорбляли и я потом, как изгой, чувствовал бы себя защищенным. Любимые фильмы: "Место под солнцем" (1951) "Семь самураев" (1954) "Сладкая жизнь" (1960) "8 1/2" (1963) "А теперь не смотри" (1973) Перевод, корректировка - Mishoon_5 специально для twilight-saga.ru. Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при согласовании с администрацией и указании активной ссылки на источник и автора перевода. | |
Категория: Статьи и Интервью |
Просмотров: 1946 |
Добавил: simonchik
| Теги: | |
| |
Похожие новости:
|