В настоящее время "Сумеречная сага" Стефани Майер приобрела настоящую армию поклонниц, всеми способами выражающих свою любовь к вечно юному вампиру Эдварду Каллену или его противнику, оборотню Джейкобу Блэку. Статистика показывает, что это значимое социально-культурное явление. Во всём мире продано более 100 миллионов экземпляров книги. Несколько сотен недель она удерживала верхние позиции в списке бестселлеров по мнению New York Times и завоевала многочисленные премии. К примеру, четвертая книга "Саги" - "Рассвет" - получила награду British Book Award в номинации "Детская книга года". Следует упомянуть, что все три части экранизации "Сумеречной саги" также пользуются популярностью - по итогам мирового проката фильм собрал 1,7 миллиарда долларов. Очарование "Сумерек" Что делает "Сумеречную сагу" настолько привлекательной? Это определённо не литературный стиль, посколько с литературной точки зрения она довольно бедна. Цитируя не менее известного писателя Стивена Кинга, "Стефани Майер не может описать ценности чего-то малого. Как литератор, она не очень хороша". Её стиль - это набор клише, и действие в романе, сосредоточенное на Белле Свон и её любви к вампиру, кажется натянутым. Кажется, что автор с трудом представляет себе дальнейшее развитие событий, а потому главная героиня снова и снова впадает в экстаз от Эдварда и пытается забыться в компании Джейкоба. Что действительно превращает эти книги (и фильмы) в бестселлеры, так это то, что они затрагивают глубочайшие чувства в сердцах молодых людей или, вернее сказать, читательниц, позволяя им - пусть и опосредованно - переживать ощущение невероятной любви и защищенности. Белла - неловкая и застенчивая девушка, и поначалу ей трудно освоиться в новом городе и новой школе. Необъяснимое внимание со стороны уверенного в себе Эдварда Каллена заставляет её чувствовать свою исключительность и важность. По сравнению с этим тот факт, что Эдвард является вампиром, становится не слишком большой ценой, которую она готова заплатить. Нравственность в "Сумеречной саге" Рассмотрим моральные принципы, заложенные автором в романе. Как уже часто говорилось, Стефани Майер является последовательницей учения мормонов, и её вера находит существенное отражение в её книгах. К примеру, мормоны верят во внетелесное существование души и в то, что супруги выбирают друг друга еще до земного рождения. Этот тезис имеет поразительное сходство с идеей "запечатления", которая заключается в том, что оборотни "предназначаются" друг другу и, встречаясь, становятся связаны непреодолимыми узами. Помимо этого, центральные персонажи "Саги", Эдвард и Белла, не вступают в интимную связь до заключения брака, что также является важным постулатом учения мормонов (они также воздерживаются от курения и употребления алкоголя). Это воздержание от внебрачной связи - важнейший нравственный принцип, заложенный в романе, что побудило некоторых религиозных критиков отзываться о "Сумеречной саге" как о "пропагандирующей целомудрие". Предполагаю, что такое мнение недостаточно аргументировано. Доводы в пользу "пропаганды целомудрия". В первом романе, "Сумерки", Белла Свон приезжает городок Форкс, где встречает Эдварда Каллена - необычного парня, который нравится одноклассницам, но не общается ни с кем, кроме своих братьев и сестёр. Как потом выясняет Белла, все они - вампиры, живущие со своими приёмными родителями Карлайлом и Эсме Каллен. Карлайл - врач с необычной судьбой: он был вынужден стать вампиром много столетий назад, но, восстав против своей вампирской природы, стал "вегетарианцем", предпочитая кровь животных человеческой. Время от времени он сталкивался с ситуациями, когда кто-то находился на краю гибели и, тем самым спасая, превращал человека в вампира и принимал в свою семью. Одним из таких спасённых и был Эдвард - Карлайл превратил его в вампира, когда тот умирал от испанки в возрасте 17 лет. Эдвард физически привлекателен для Беллы, он очень красив и обладает нечеловеческой силой. Его также влечёт к ней, прежде всего из-за непреодолимого запаха (о котором он говорит - "мой личный сорт героина"), но также и из-за её очарования. Поначалу они выражают свою симпатию словами, постепенно переходя к поцелуям и объятьям, но не заходят дальше - Эдвард объясняет это тем, что боится не справиться со своей жаждой крови или причинить Белле боль. Он не желает для девушки участи вампира, потому как уверен, что, став вампиром, потерял свою душу. В третьей книге, "Затмение", Эдвард объясняет своё решение с точки зрения морали - таким образом он пытается "защитить достоинство" любимой. Он говорит, что заповедь о запрете внебрачных отношений - последняя заповедь, которую он не нарушил (хотя в любом случае он уверен, что уже проклят, так что это спорный вопрос). В любом случае, он не хочет, чтобы Белла нарушала запрет и потеряла свою бессмертную душу. В их отношениях он принимает на себя роль более ответственной стороны, в то время как Белла внутренне уже готова к физическим отношениям. Всё это, конечно, даёт возможность говорить о "Саге" как о романе, пропагандирующем целомудрие в отношениях, как и утверждают некоторые критики. Критики о целомудрии в "Сумеречной саге" Анонимный автор статьи, названной "Главное послание о целомудрии в "Сумерках"в The Bulletin: Philadelphia’s Family Newspaper, даёт следующий восторженный отзыв: "Стефани Майер предоставляет молодым женщинам пример отсроченного удовлетворения потребностей - так, как это было в старых исторических романах. И хотя эта тема в романе далеко не главная, она является неотъемлимой его частью". Донна Фреитас в очерке "Настоящая любовь ждёт", появившемся в Wall Street Journal, провозглашает: "В этом вампирском любовном романе, захватившем сердца молодёжи, есть всё, чтобы молодые люди стали вести себя как джентельмены". И Софи Колдекотт в статье "Почему девушки любят целомудренного Эдварда Каллена" (The Catholic Herald), пишет: "Принимая во внимание царящее ныне убеждение в том, что самообладание - это не достоинство, а что-то близкое к недостатку, или в лучшем случае, нечто старомодное, кажется удивительным, что главный герой романа, захватившего умы и сердца подростков, призван защитить это самое качество". Читатели, не разделяющие христианскую мораль, пытаются опровергнуть идею пропаганды целомудрия в "Сумеречной саге".Так, Хэнк Сартин в Time Out Chicago полагает: "Роман "Сумерки" придерживается ценностей, более характерных для 1809 года, нежели 2009го! Он предлагает историю целомудренной любви с идеальным человеком, первоначально таинственным и угрожающим, но который в итоге признаётся в своей любви к героине и защищает её от самого себя, своих желаний - и злых мужчин, которые хотят её крови. И Кайла Хейл-Штерн в "Скрытой морали "Сумерек" практически сетует: "Чем больше вы исследуете творчество Стефани Майер, тем очевидней становится, что её книги ни что иное как инструмент тонкого религиозного воздействия на подростков". Проблематика "пропаганды целомудрия". С "Сумеречной сагой" всё не так просто, как кажется. Верно то, что она представляет сексуальное воздержание в выгодном свете через сильный пример главного героя. Однако не слишком ясно, поддерживает ли роман собственно целомудрие или только утверждает воздержание. Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны определить целомудрие, а затем в свете данного определения рассмотреть сюжет романа. Определение целомудрия. Папа Римский Иоанн Павел II, в своей книге, которую он написал как Кардинал Уоджтила, ныне известной как "Любовь и Ответственность", предлагает всестороннее исследование сексуальной этики, выступая против утилитарного отношения, которое рассматривает людей как объекты, используемые для получения удовольствия. Из этого следует, что во всех отношениях между мужчинами и женщинами люди обоих полов должны подчинить сексуальное желание потребности рассматривать объекты их желания как источник уважения, заботы и альтруизма. Как выражается Уоджтила: "удовольствие должно быть подчинено любви.” В 4 главе той же "Любви и Ответственности", названной "Правосудие по отношению к Создателю,” Уоджтила проясняет, что отношения между мужчинами и женщинами должны также уважать значение сексуальности как данной нам Создателем. Таким образом, люди должны признать неразрывную связь между полом и порождением, не отрицая ценности пола. Таким образом, целомудрие может быть определено как выражение сексуальности в том русле, которое подразумевает уважение к людям и Создателю. Конкретно, это означает, что открытость сексуальных отношений необходима, и она должна быть постоянной, чтобы отдать должное людям, и приводить к рождению детей, чтобы отдать должное Богу. Давайте смотреть на представление сексуальности в ряду Сумерек более близко, чтобы видеть, соответствует ли это этому определению. "Сумерки" в свете определения целомудрия Один аспект отношений между Эдвардом и Беллой, который трудно проигнорировать, - то, что они постоянно играют с огнем. Каждую ночь он прокрадывается в её спальню, они лежат рядом, не касаясь друг друга, хотя и сгорают от страсти. Вот только один пример, из "Новолуния": "Сначала Эдвард целовал меня так же, как всегда - был осторожен, и моё сердце начало биться чаще. Однако затем что-то изменилось. Внезапно его губы стали более настойчивыми... И хотя мои пальцы тоже запутались в его волосах, а губы нарушали все установленные им границы, он не останавливал меня. [...] - Что привлекает тебя больше - моё тело или моя кровь? - Это связано". Подобное поведение героев поощряет на то, чтобы потворствовать своим физическим желаниям, не доводя до полового акта. В действительности всё закончилось бы тем, что они занялись бы сексом, потому что так устроено наше тело. "Сумерки" представляют "мифологию тела", в которой поцелуи никак не связаны с половым актом. К сожалению, этот миф распространён даже в христианских кругах. Очень часто мы не можем объяснить, что любое возбуждение физического желания нами или в нас есть нарушение достоинства целомудрия. Одержимость как форма отказа от целомудрия Помимо открыто сексуального характера романа, читатели могут заметить идею романтической одержимости, культивируемую в романе, которая сама по себе является анти-целомудренной. С большой проницательностью Иоанн Павел II пишет, что иногда люди используют друг друга для не явно сексуальных целей. Для некоторых людей - в особенности женщин - особое напряжение эмоций, накал страсти может стать самоцелью. Тот факт, что Эдвард и Белла не могут жить друг без друга, полностью одержимы друг другом, насаждает идею нездоровой мономании. Блоггер Spesunica (который на своем сайте глубоко анализирует "Сумеречную сагу") делает вывод, что одержимость Беллы Эдвардом уводит её от Бога: "Христос - Возлюбленный, который дает Его кровь, чтобы спасти Его людей от греха. Вампир - антитип Христа – чье существование требует кровь жертв. Преданность Эдварду уводит Беллу еще дальше от того, что верно, хорошо и красиво — что является противоположностью преданности Христу.” Практическая проблема, по крайней мере поскольку это представлено в первых трех книгах, состоит в том, что, хотя Эдвард и Белла страстно увлечены друг другом, Эдвард не хочет, чтобы Белла стала вампиром, в то время как она желает быть с ним вечно. Это свидетельствует о его любви к Белле. После того, как он пытается расстаться с ней в "Новолунии", они оба обнаруживают неспособность существовать друг буз друга. Их жадная тоска друг по другу преодолевает все аргументы в пользу заботы о других людях, которые, возможно, у них были. Тревожный поворот В четвертой книге "Саги" - "Рассвет" - Эдвард и Белла женятся, в то время как она всё еще остается человеком, но намерена стать вампиром. Во время медового месяца то, к чему они неуклонно приближались, происходит. Теперь, когда они занимаются сексом, мы могли бы спросить, действительно ли это целомудренно? Поскольку, как мы знаем, есть целомудрие в браке так же, как в единственном государстве. Первое, что мы видим, это особенность их отношений - Белла просыпается в синяках, полученных от Эдварда, кровать сломана, подушки разорваны (помните, что этот роман получил Британскую книжную премию как "Лучшая детская книга"?). Естественно, всё это происходит по причине того, что Эдвард не является человеком и не может обуздать свою нечеловеческую силу. Открытость жизни? Наконец, мы подошли к вопросу продолжения рода. Чтобы отдать должное Создателю, который является частью нашего определения целомудрия, выражение сексуальности должно быть открытым для продолжения рода, как то предназначил нам Бог. Ни Эдвард, ни Белла не ожидают, что Белла забеременеет, потому что у вампиров не может быть детей, но оказывается, что человеческая женщина может родить ребёнка от вампира. Когда она понимает, что беременна, это - полная неожиданность. Эдвард хочет убить новое существо, тогда как она обнаруживает к своему собственному удивлению, что хочет оставить ребёнка. Белла принимает новую жизнь и хочет защитить её любой ценой. Беременность и рождение невероятно ужасны. Новорожденную девочку называют Ренэсми, а Эдвард спасает умирающую Беллу, превращая её в вампира, как она того и желала. Хотя выбор Беллы в пользу ребёнка и несёт в себе посыл отказа от абортов, в своем решении стать вампиром она поворачивается спиной не только к своей собственной человеческой натуре, но также и к способности дать жизнь. Неизбежное заключение Мы видим, что Белла и Эдвард, несмотря на воздержание от сексуальных отношений до брака, используют друг друга для сексуального удовлетворения, несмотря на возможные риски. Они также используют друг друга для достижения эмоционального напряжения через их романтическую навязчивую страсть - страсть, очень похожую на любовь, но при ближайшем рассмотрении оказывающуюся эгоистичным поиском удовольствий. Их сексуальные отношения после брака чреваты гротескным насилием, а способность к продолжению рода утрачена в пользу бесконечного отдыха без бремени порождения, когда Белла становится вампиром. Таким образом, мы делаем вывод, что роман, называемый "пропагандой целомудрия", в основе своей оказывается глубоко безнравственным. Перевод, корректировка - El-Viento специально для twilight-saga.ru.
Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при согласовании с администрацией и указании активной ссылки на источник и автора перевода.
|