22:27 «Хоббит: Битва пяти воинств» Питера Джексона | |
«Хоббит: Битва пяти воинств» Питера Джексона. В гостях у сказки Где обедают гномы, во сколько начинает работать Бильбо, из чего сделан снег и как не замерзнуть летом — об этом и многом другом расскажет выпускающий редактор THR Александра Суздалева, которая съездила в Новую Зеландию на съемки «Хоббита: Битва пяти воинств» и привезла оттуда эксклюзивный репортаж. На горе Кроуфорд идет снег. На дворе начало июня 2013 года — в Новой Зеландии наступила зима. Снег оказывается всего лишь пеной, изрыгаемой специальной машиной, температура за бортом +10 °C, а мы стоим на съемочной площадке «Хоббита» в пригороде Веллингтона и пытаемся прочувствовать все величие момента. Технически это так называемые пик-апы — досъемки некоторых эпизодов, но масштабы происходящего от этого ничуть не меньше. Прошел целый год с момента завершения периода основных съемок и финала очередного этапа работы над экранизациями бессмертных творений профессора Джона Рональда Руэла Толкина, и команде почти в полном составе пришлось (если это слово вообще тут уместно) снова вернуться в Средиземье. За 10 недель нужно доснять не просто проходные куски, а важные эпизоды, развивающие некоторые линии фильма. Значительная часть данного периода будет посвящена и съемкам той самой Битвы пяти воинств, которая в итоге стала подзаголовком третьей серии саги и кульминацией всей трилогии. «Третья часть будет жестче, мрачнее и масштабнее», — обещает Филиппа Бойенс, сценарист и продюсер картины. «Питер велел сводить вас в Озерный город», — первым делом сообщают ассистенты, которые встречают нашу журналистскую группу. Питер Джексон — бессменный режиссер толкиновских экранизаций — в Веллингтоне один из самых уважаемых людей. Благодаря созданной им киноинфраструктуре столица Новой Зеландии гордо зовется Велливудом, количество рабочих мест практически безгранично, да и доход целой страны во многом зависит от решений этого человека. Его желание показать Озерный город, Эсгарот, не случайно — огромные декорации, выстроенные в гигантском павильоне для съемок второго фильма, полностью отслужили свое (в начале «Битвы пяти воинств» ему предстоит быть разрушенным Смаугом) и готовятся к демонтажу. Ветхие деревянные лачуги склоняются над темной водой, покрытой кусками льда (они сделаны из воска). То тут, то там развешаны рыболовные сети, сушится рыба, перила и мостки запорошены снегом (из английской соли — она не разъедает реквизит). Мы проходим по деревянному настилу, но в некоторых местах доски неожиданно мягко прогибаются. «Это пятая версия Озерного города. Она была создана для съемок эпизода с атакой орков, — объясняет нам арт-директор картины, лауреат «Оскара» Дэн Хенна. — Здесь много углов и закоулков, толпы людей бегают друг за другом, выпрыгивают из воды, из окон. Для выполнения трюков в пол специально вмонтированы резиновые доски». Всего для Эсгарота художники изготовили около 44 различных домов (на постройку первой версии города ушло 12 недель), для каждой инкарнации их количество и расположение менялись. «В архитектуре прослеживаются восточные мотивы, намекая на продвижение героев с запада Средиземья на восток, так что город, в котором почти не осталось камня, напоминает тайскую речную деревеньку, — продолжает делиться Хенна профессиональными секретами. — Глубина озера примерно 60 сантиметров, но в воду мы добавляем краску, чтобы она казалась темнее и глубже. При этом мы регулярно фильтруем ее и хлорируем, чтобы актеры были в безопасности». В заключение экскурсии Хенна приводит нас к дому одного из главных героев «Хоббита» — Барда Лучника (Люк Эванс). Эсгарот — его родной город. Бард — один из ключевых персонажей романа Толкина. «В книге он появляется очень поздно, — говорит Филиппа Бойенс. — Мы мало что о нем знаем. В кино нельзя, чтобы парень возник в середине фильма из ниоткуда и убил дракона. Поэтому мы придумали ему историю и хотели, чтобы она была аутентичной. Толкин писал о том, что Бард — отец, и мы решили построить на этом его линию». «Он играет важную роль в спасении многих жизней, но его вряд ли можно назвать героем, — продолжает мысль Люк Эванс. — Он просто отец, который пытается выжить и взять под контроль ситуацию. Он делает это ради детей. Они — все, что у него есть». Дети — мальчик и две девочки — фактически триггеры поведения героя. Девочек, между прочим, играют реальные дочери Джеймса Несбитта, исполнителя роли Бофура. Юным актерам, шотландцу и ирландкам, пришлось учиться говорить с уэльским акцентом, поскольку Бард и все жители Озерного города так разговаривают в фильме. И произошло это благодаря Эвансу — уроженцу Уэльса. «Я говорил с Филиппой по телефону перед кино пробами, и она сказала: «Нам понравился твой акцент на прослушивании. Благодаря 13 гномам у нас уже есть шотландский, ирландский, йоркширский акценты... А уэльского нет. Известно, что Толкин вдохновлялся валлийским языком при создании эльфийского диалекта, так что в картине уэльский акцент будет более чем уместным». Круто! Таким об разом, я поставил свою личную печать на Барда, че му очень рад». Мы поднимаемся на гору, где вознесены самые большие уличные декорации после Хоббитона — разрушенный город Дейл, расположенный по сюжету у подножия Одинокой горы, где должна произойти Битва пяти воинств. Сейчас это самый занятой сет — здесь работает около 200 человек. И это не считая массовки. Нас сажают в специально установленный гостевой тент, где в ближайшие часы мы будем наблюдать за съемками нескольких сцен. В палатке стоит большой телевизор, и нам выдают 3D-очки, чтобы мы могли в реальном времени и трехмерном формате следить за снимаемой всего в паре метров от нас сценой. Пока же мы видим только объемный нос помощника оператора, который протирает камеру. Позади ассистента еще расслабленно ходят Трандуил (Ли Пейс) с Гэндальфом (Иэн МакКеллен) и несколько лучников. Позже к ним присоединяется и всклокоченный Питер Джексон, чтобы дать свои указания. Раздается звук эльфийского рожка, знаменующий начало очередного дубля… Тихо падает 3D-снежок, генерируемый снегомашиной. «Уже немало крови пролито. Больше я этого не допущу!» — громко изрекает Гэндальф, и эту фразу нам предстоит услышать еще как минимум десять раз: Джексон известен своей любовью к дублям, в том числе с разных ракурсов, чтобы потом было из чего выбирать на монтаже. Незанятые в сцене исполнители ролей орков ходят мимо нашей палатки, держа в руках свои жутковатые головы-маски, и жуют булочки; их глаза обведены черным гримом, отчего они похожи на панд. Булочки приносят и нам: «Сегодня — с яблоками, — сообщает человек, по всей видимости, отвечающий за провизию. — Мы сами пекли». Он же готов в любой момент, по нашему желанию, сбегать за чаем, кофе и соевым молоком. Одним словом, атмосфера на площадке вполне домашняя. «Хоббит: Нежданное путешествие» снимать было тя желее, чем «Братство кольца», — появляется в нашем тенте Филиппа Бойенс, один из лучших специалистов по миру Толкина. — Хотя бы потому, что здесь одновременно возникает 13 новых героев. Это всегда нелегко». Помимо тринадцати гномов мы впервые встречаем Трандуила, героиню Эванджелин Лилли Тауриэль, Барда, Беорна и многих других. «Трандуил — интересный персонаж, — рассказывает Бойенс. — Мы знаем, что лесные эльфы не такие мудрые, но более опасные, чем другие эльфы Средиземья. Они изолированы от мира, и эта обособленность — их характерное качество. Трандуил — высший эльф. Он погружен в себя, ему нет дела до других, он расчетлив, высокомерен. Но есть причины, почему он стал королем эльфов Лихолесья, — он один из лучших воинов в Средиземье. Это персонаж, который, несмотря на то что иногда вы ступает против наших героев, все же притягивает нас. И мы искали актера, способного это все вопло тить. Ли Пейс — был нашим первым выбором. Мы заметили его еще в «Запределье» и всегда хотели с ним поработать». Высокий, статный, беловолосый Пейс в серебристых одеяниях тем временем продолжает ходить с каменным лицом на экране телевизора. Сегодня он работает от звонка до звонка и к журналистам, увы, не выйдет. За романтическую линию в последних двух частях «Хоббита» отвечает Эванджелин Лилли. Ее героиня, эльфийка Тауриэль, неровно дышит к гному Кили. «Она молода, ей не 3000 лет, как Трандуилу, а всего около шестисот, — сообщает Филиппа Бойенс. — Мы хотели это использовать. И сделать то, чего никогда не делали во «Властелине колец», — подарить женщине-эльфу свою линию, свою историю». Тауриэль — практически эталон лесного эльфа, который дышит и живет борьбой и готов крошить орков при первой необходимости, — придумана специально для фильма, в книге ее нет. «Питер, Филиппа и Фрэн (Уолш, сценарист и продюсер франшизы. — THR) взяли на себя риск придумать ее, чтобы впустить немного женской энергии в 9-часовую киносагу, — радуется своей удаче Эванджелин Лилли. — Иначе вам пришлось бы очень долго смотреть только на волосатых, потных парней». При создании образа своей героини актриса держала в уме не только Галадриэль и Арвен, но и… фею Динь-Динь из «Питера Пэна»: «Она боевая, дерзкая, непокорная и опасная. Симпатичная к тому же. Прямо как Тауриэль». (Смеется.) По словам Лилли, то, как ведет себя ее героиня, что думает и говорит, как выглядит, вполне свободно обсуждалось с Джексоном, Уолш и Бойенс. «Мы провели много времени за фантазированием, — делится Эванджелин. — Они настолько открыты в этом смысле, что можно было советовать что-то и относительно других персонажей. Держу пальцы скрещенными, потому что я написала целую реплику для Эйдана Тернера (исполнителя роли Кили. — THR)». (Смеется.) Пришло время обеда, и нас отводят в большой ангар с видом на океан. Не успели мы распробовать и половины яств полевой кухни, как в столовую ворвалась толпа лохматых оборванцев, в которых мы сразу узнали наших гномов. Оказалось, в студии неподалеку вторая группа во главе с Кристианом Риверзом, бывшим сторибордером Джексона, снимает эпизод для второй части с блужданием низкорослых рудокопов по Лихолесью. Двенадцать гномов, то есть актеров в полном гриме, усаживаются за большой стол и устраивают небольшую пирушку. Торин (Ричард Армитедж) жертвует обедом ради общения с журналистами. Он еле передвигает ноги в своих огромных ботинках, у него длинные волосы, увесистый нос и несоразмерно большие руки. Костюмы, грим, в том числе пластический, искусственные части тела, оружие, реквизит — дело рук компании Weta Workshop, основанной Питером Джексоном и Ричардом Тейлором 25 лет назад. Она работает не только с фильмами Джексона, но и выполняет массу голливудских и частных заказов. «Я, конечно, рад был еще раз вернуться к съемкам, — смеется Армитедж. — Хотя весь процесс превращения в Торина с многочасовым гримом требует определенной выдержки». Главным врагом всех гномов, и Торина в частности, является могущественный орк Азог, ведь гном отрубил ему руку в битве за Морию. Он преследует гномов вместе со своим сыном Больгом и руководит армией орков и гоблинов в Битве пяти воинств. «Для меня была мучительной невозможность встретиться лицом к лицу с Азогом, — рассказывает Армитедж. — Сначала орка играл парень в костюме, но потом его полностью заменила компьютерная графика, и я смог увидеть Азога только в кино. Weta Workshop сделала фигуру Азога, чтобы взять с собой на Comic-Con, вот тогда я пошел туда, чтобы просто постоять с ним рядом, посмотреть, как далеко мне нужно замахнуться, чтобы двинуть ему в морду. Дотянуться я не смог. (Смеется.) Одним словом, в работе целиком приходится полагаться на свою фантазию и на то, как описывает этих персонажей Питер». Мы возвращаемся в палатку на горе. Часов в пять вечера на площадку наконец подъезжает Мартин Фриман. Он уже полностью в образе — скоро начнут снимать сцены c Бильбо. Он сосредоточен и задумчив — хоббиту в третьей серии приходится несладко. «Бильбо предпочел бы не быть здесь, — считает Филиппа Бойенс, говоря о главном герое. — Но раз уж он тут, то не собирается бежать и прятаться. В этом есть некая добропорядочность. Это очень хоббитское поведение. И в чем-то очень английское». Англичанин Фриман, разделавшись на какое-то время со съемками «Шерлока», превратился в такого Бильбо, о котором Джексон, Уолш и Бойенс только мечтали, хотя сам Мартин, кажется, пока не привык к тому, что стал частью истории. По его словам, мало что изменилось в жизни после выхода первого фильма. Актеру нелегко так долго находиться вдали от дома, и он боится задумываться о том, когда же наступит последний день этого путешествия под названием «Хоббит: Трилогия». «Последних дней было так много, что я уже перестал верить, — вздыхает он с улыбкой. — Например, последний день основных съемок был очень эмоциональным. Нам всем вручили подарки: я получил Жало (меч Бильбо. — THR), свой любимый домашний халат, тематический LEGO и все такое. Это воспринималось как настоящий КОНЕЦ. Пока все три фильма не выйдут в прокат, я не буду уверен, что меня снова не позовут на пик-апы. Премьера третьего фильма, на которую я приду, будет моим последним днем». В конце второй части, как известно, Бильбо разбудил дракона в его пещере с сокровищами. Смауга помог оживить с помощью технологии motion capture коллега Фримана по «Шерлоку» Бенедикт Камбербэтч. К нашему разочарованию, актеры не воссоединились на съемочной площадке — их партии снимались отдельно. «Зато он зашел ко мне в трейлер, и мы выпили по чашечке чаю», — смеется Фриман. Что поделать — англичане. Какое-то время мы наблюдаем на 3D-телевизоре, как Гэндальф спорит с Бильбо, идти или не идти тому предупредить гномов о приближающихся орках. На Бильбо мы замечаем мифриловую кольчугу, которую подарил Торин. «Я называю ее Бейонсе. Надеваю ее и сразу чувствую себя гламурным», — похвастался Фриман. Теперь Бильбо несокрушим, и можно не волноваться за его судьбу. На улице давно стемнело, и съемочная группа начинает постепенно сворачиваться. У Гэндальфа тоже закончился рабочий день, а это значит, что нас ждет еще одна, последняя встреча. Иэн МакКеллен не заставил себя долго ждать. Он уже скинул свой магический балахон и явился в зеленых джинсах, мягком вязаном свитере и шапочке, чтобы удивить нас задушевными неторопливыми рассказами, один другого причудливее. «Я бы хотел видеть, как Гэндальф ведет себя на отдыхе, как он наслаждается жизнью, что ест на обед, как спит, носит ли пижаму. Еще я все время думаю: а почему он постоянно носит эту шляпу? Наверное, он в ней держит все необходимое. Зубную щетку. Пижамы. Книги. Много разных вещей. Это же волшебная шляпа». Напоследок МакКеллен решает показать нам свою татуировку на плече, сделанную еще во времена «Властелина колец». Эльфийские символы обозначают число «девять» по количеству членов Братства кольца. «Не спрашивайте меня, как это произносится. Но когда я смотрю на нее со своей стороны, то есть вверх тормашками, это читается как «Гуччи». Несмотря на то что все мы знаем, чем закончилась книжка Толкина, создатели трилогии приготовили зрителям немало сюрпризов, которые держатся в строжайшей тайне вплоть до дня премьеры. Одно известно точно — Битва пяти воинств будет самой большой заварушкой, когда-либо снятой Питером Джексоном. «Я рассчитываю на 20–25 минут, — мечтательно закатывает глаза режиссер. — Вообще, сначала мы снимали фильм, который люди были бы не против посмотреть, а теперь снимаем кино, которое все жаждут наконец увидеть». «Что мне нравится в Питере, — говорит Ричард Армитедж, — это то, что он ведет тебя в то место, в которое он хочет, чтобы ты пошел. Как и любой великий режиссер, он не говорит, что делать, а просто наполняет этот мир вещами, которые удивляют и захватывают вас». Ричард замолкает и после паузы добавляет: «Говорят, что съемка фильма сродни музыке. И «Хоббит» — точно симфония в трех актах». «Хоббит: Битва пяти воинств» (The Hobbit: The Battle of the Five Armies) / Новая Зеландия, США, 2014 г., 144 мин. Режиссер: Питер Джексон. В ролях: Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитедж, Люк Эванс, Эванджелин Лилли, Кейт Бланшетт, Ли Пейс, Орландо Блум, Хьюго Уивинг, Кристофер Ли. В прокате с 11 декабря («Каро-Премьер») *********************** Рецензия на фильм «Хоббит: Битва пяти воинств» Орлы прилетели! Осторожно, в рецензии есть спойлеры! Мощное завершение лучшего в мире фэнтези-киноцикла, которое, однако, пробуксовывает в некоторых небоевых сценах. Хоббит: Битва пяти воинств /The Hobbit: The Battle of the Five Armies/ (2014) приключения Режиссер: Питер Джексон В ролях: Мартин Фриман, Йен МакКеллен, Ричард Армитедж, Джеймс Несбитт, Кен Стотт … Когда дракон Смауг нападает на Озерный город, он сжигает его дотла, но и сам погибает от стрелы лучника Барда (Люк Эванс). Оставшиеся в живых горожане направляются к Одинокой Горе, чтобы получить обещанную им долю от гномьих и драконьих сокровищ. Не заставляет себя ждать и армия эльфов под командованием короля Трандуила (Ли Пейс), который также претендует на богатства Горы. Чтобы защитить свои богатства, отряд Торина (Ричард Армитаж) заваливает камнями центральный вход и посылает просьбу о помощи в ближайшее гномье королевство. Тем временем хоббит Бильбо (Мартин Фримен) пытается примирить гномов, эльфов и людей до нападения армии орков и гоблинов, а члены Белого Совета являются в крепость Дол Гулдур, чтобы спасти волшебника Гэндальфа (Йен МакКеллен) от вернувшегося из небытия Саурона. После двух грандиозных серий, где было много эффектного, но было и немало оттягивания кота за хвост, «Хоббит» добрался наконец до того, ради чего он затевался – ради единственной части повести Толкиена, которая может поспорить по своей эпичности с мощнейшими главами «Властелина Колец». Ведь до того момента, когда Смауг сжигает Озерный город, «Хоббит» – это, в сущности, приключенческая сказка, не слишком далеко ушедшая от братьев Гримм. А вот кульминационная битва у ворот королевства гномов – это уже не Гримм и даже не «Беовульф». Это гомеровская «Илиада», а в чем-то даже и толстовская «Война и мир». В основном сражении фильма участвуют 5 тысяч гномов и эльфов и 36 тысяч орков. А также стаи гигантских летучих мышей и несколько троллей. Все они в основном были нарисованы на компьютерах Так что же, стоило ли смотреть первого и второго «Хоббита», чтобы подготовиться к выходящему в прокат брутальному финалу? Стоило. Питер Джексон наших ожиданий не обманул. Битва пяти воинств как раз такая, какой должна быть, – со сталкивающимися в сражении большими армиями, с боевыми маневрами и хитростями, с проявлениями личного героизма и со схватками один на один между ключевыми героями и злодеями. Конечно, все это уже не так поражает, как в дни премьер «Властелина Колец», но на то и блокбастерный сиквел/приквел, чтобы предложить не что-то радикально новое, а вариацию на уже знакомую тему, но с более реалистичной компьютерной графикой и с более продолжительной баталией. Так что если вам нравились битвы «Властелина», то вы оцените и Битву пяти воинств со всеми ее многочисленными фазами, сменами места действия, почти безостановочным экшеном… А также с боевыми лосями, волками, кабанами и горными козлами. И с Леголасом, который, как мы уже знаем по «Властелину», прыгает выше горного козла и при желании игнорирует законы физики. Хорошо быть эльфийским принцем! Единственная претензия, которую мы можем предъявить «Битве», состоит в том, что у оборотня Беорна в ней всего две секунды экранного времени. Мы понимаем, что Джексон отказался от толкиеновского использования Беорна как «бога из машины», чтобы оставить героизм основным персонажам фильма. Но две секунды – это предательство персонажа. За уход в сюжетную тень Беорн заслужил минимум десять, а лучше двадцать или тридцать секунд (и еще пару минут в расширенной версии). Хотя картина снималась в Новой Зеландии, Йен Холм (Бильбо в старости) и Кристофер Ли (Саруман) сыграли свои роли в Англии, на студии Pinewood. Оба пожилых актера из-за проблем со здоровьем не решились лететь к «антиподам» К сожалению, фильм состоит не из одной битвы, а все прочие сцены картины не равнозначны. Они легко делятся на три группы: удачные, неудачные и просто странные. К первым относятся, в частности, моменты, связанные с временным помешательством Торина, который заразился «драконьей болезнью», патологической привязанностью к сокровищам. Ричард Армитаж вновь подтвердил, что не зря получил роль предводителя гномов. Он эффектен в бою и убедителен в драматических эпизодах – по крайней мере, в той степени, в какой может быть убедителен одержимый гном-параноик. Безупречен и Мартин Фримен, настоящее сокровище британской нации. Также удачным можно назвать нападение Смауга на Озерный город и его последующее убийство Бардом. Джексон и К0 сделали впечатляющий эпизод «Хоббита» еще более драматичным, чем у Толкиена. К явно неудачным мы причисляем прежде всего завершение придуманного для галочки любовного треугольника Леголас-Тауриэль-Кили. Романтическая искра между актерами (и, соответственно, персонажами) начисто отсутствует, и все их попытки изобразить «чуйства» вызывают лишь усмешки и стыд за Джексона, который дожил до седин, но так и не научился снимать правдоподобную любовь. По крайней мере, между мужчинами и женщинами. Потому что если «Властелин Колец» толсто намекал на платоническую связь Фродо и Сэма, то «Хоббит» еще толще, почти прямым текстом говорит, что заглавному хоббиту очень, очень нравится Торин (их финальная сцена куда трогательнее, чем у Кили и Тауриэль). При желании сей аспект фильма можно игнорировать, но внимательному зрителю это будет нелегко. Еще одна странность картины – нелепое сражение в Дол Гулдуре. Элронд рубится с мерцающими назгулами (у кого-то Матрица альфа-версии…), Саруман изображает боевого волшебника Шаолиня, а Галадриэль разгуливает босой по каменным развалинам (хиппуешь, клюшка?), носит ослабленного заточением Гэндальфа на руках и истошно, с помощью спецэффектов орет на Саурона, который немедленно ретируется в Мордор. Выглядит это одновременно завораживающе и придурочно. Право, лучше бы Джексон не вдавался в подробности «терок» с Некромантом-Сауроном, поскольку к основному сюжету «Хоббита» эти сцены имеют лишь косвенное отношение. Наконец, мы не знаем, что и думать по поводу сцен Алфрида, бывшего прихвостня бургомистра Озерного города, который пытается подлизаться к Барду, новому предводителю горожан. С одной стороны, проделки и проколы этого труса и эгоиста разбавляют в остальном мрачную ленту юмором. С другой стороны, невозможно поверить, что Бард раз за разом дает Алфриду поручения, а тот ими раз за разом манкирует. Только идиот может после стольких проколов полагаться на Алфрида, а Бард вроде бы не идиот. И тем не менее он ближе к финалу доверяет мерзавцу своих детей (!). Неужели Джексон не заметил, что выставил героя на посмешище? Напоследок придеремся к финалу. «Возвращение короля» в свое время ругали за то, что в нем десяток финалов и фильм никак не может завершиться. У «Битвы» проблема обратная – она заканчивается сразу же после сражения. Картине определенно нужна была еще одна, торжественная сцена, из которой стало бы ясно, как поделили сокровища Горы и кто возглавил ее гномов. Не то чтобы это было особенно важно, но после трех серий «горных» страстей мы, зрители, заслужили концовку, расставляющую точки над «i». С 11 декабря в кино. Поиск информации netmouses специально для twilight-saga.ru. Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при согласовании с администрацией и указании активной ссылки на источник и автора перевода. | |
Категория: Другие фильмы сумеречных |
Просмотров: 1274 |
Добавил: SauLLy
| Теги: | |
| |
Похожие новости:
|