11:26 Обзор свежих отечественных рецензий на "Космополис" | |
№1. Трудности перевода Роберту Паттинсону выпал очередной шанс расправиться c имиджем вампира, «бледного, со взором горящим», но опять не сложилось. В российском прокате «Космополис» ждет грандиозный провал. Можно по-разному относиться к стилистике Дэвида Кроненберга, снявшего медлительный разговорный фильм-путешествие в эпоху Бэтменов и Халков, понимать или не понимать постмодернистскую заумь Дона Делилло, интеллектуально препарирующего неоригинальную идею капиталистического декаданса. Но, увы, шансов переварить бессвязный набор букв, в который русский дубляж превратил и без того весьма вычурные диалоги, нет ни у кого. А если исключить диалоги и продолжительные высказывания главного героя относительно секса, роста юаня и асимметрии простаты, останется только набор картин разной степени статичности. 28-летний миллиардер на грани банкротства проводит время в своем лимузине, так как решил отправиться к парикмахеру на другой конец города, движение в котором стоит. Поэтому у него есть время для неспешного общения с финансистами, женщинами, телохранителями, доктором и даже «ретронигером». Среди визитеров – Жюльетт Бинош, которая вступает с героем Паттинсона в интимную близость, осложненную стесненными обстоятельствами лимузина, а потом пытается продать ему Ротко, и Матье Амальрик, вооруженный кремовым тортом. Зачем они сдались этому фильму, судить сложно: калейдоскоп странненьких эпизодов, как его ни крути, в картину не складывается. За окнами автомобиля, между тем, происходят народные волнения с крысиной символикой и цитатами из Маркса-Энгельса. Абсурдность этих сцен прекрасно гармонирует с абсурдностью русскоязычного текста, достойного пера мертвецки пьяного Ионеско. Впрочем, валить все на горе-переводчиков было бы несправедливо. Сконструировав фильм из «разговоров» и «картинок», Кроненберг, похоже, проигнорировал всю ту массу текста, в которой Делилло формировал образ главного героя, его психику, мотивы, мысли. Возможно, режиссер понадеялся, что безупречный профиль Роберта Паттинсона скажет зрителю о многом. Но тот глубокомысленно промолчал. №2. Кроненберг против капитализма Длинные белые лимузины стали самыми незаметными машинами в городе. В одном из них ехал стричься Эрик Пэкер (Паттинсон) — 28-летний скучающий мультимиллионер, любитель изящных искусств. Время от времени в лимузин садились гости в диапазоне от любовниц и проктолога до теоретического аналитика и арт-дилера. За окном — демонстрация, визит президента и похороны суфийского рэпера. Внутри — свидания, переговоры и нравственное падение в условиях, когда падать больше некуда. Экранизация романа Дона Делилло заведомо казалась какой-то масштабной мистификацией. Первоисточник — разговорный роман, наполненный внутренними монологами и подчиненный канону классической драмы: единство места, действия и времени. Кроненберг, тем не менее, воспользовался случаем, для того чтобы в какой-то степени переосмыслить собственную карьеру: человек, от которого каждый раз ждешь нового «Видеодрома», а он в ответ то выдает академическую костюмную постановку, то выступает обличителем социальных язв в компании русской мафии, снова всех обманул и вернулся к тому, с чего начинал, — схематичному авторскому кино. «Космополис» — мощный удар по зрительскому самолюбию, что называется, inside job: широкий артистический жест 69-летнего автора, вдоволь наигравшегося с масштабами. Вселенную исходного романа канадец сжимает до точки — сокращает скучные подробности, бессовестно выкидывает внутренние монологи, изящно закругляет антикапиталистическую линию. Кажется, впервые пойдя на открытое политическое высказывание, он тут же демонстративно отказывается от выводов, словно инсектолог, с одинаковой вежливой брезгливостью рассматривая и главного героя, и его деклассированного палача. Никто не лучше, оба хуже — что народ, что буржуазия. Кроненберга всегда занимали главным образом патологии, и он хирургическими методами вытаскивает из Эрика Пэкера все хотя бы отдаленно человеческое — от сверхспособностей до возможности заниматься с женой сексом. И восковой куклой громоздящийся на вершине пирамиды капитализма Роберт Паттинсон тут гениально играет то, ради чего он, кажется, и был придуман, — жертву собственной безупречности: бесформенный контур, парализация силы и неподвижность жеста. Он становится банкротом, подвергается нападениям, его лимузин атакуют анархисты и профессиональный метатель торта, ему говорят, что купить целиком часовню Ротко невозможно, но лицо остается неизменным: это портрет человека, страдающего от невозможности испытывать хоть какие-то эмоции и в отсутствие другого выхода стремящегося в самоубийственном порыве уничтожить самого себя. Талант становится гораздо эротичнее, если расходуется впустую. Важно только спустить его красиво. №3. Неумелый скульптор Посмотрел. Последние 40 минут были муками ада, и высидел я до конца только потому что интересно было, чем все закончится. Хотя, стоит отметить, что в первые 15 минут просмотра фильм подавал очень большие надежды, это связано с тем, что темы, заявленные режиссером в самом начале, актуальны для сегодняшних зрителей и потенциал у фильма был очень большой. Но бездарная и пошлая работа режиссера и сценариста буквально испачкала все здравые мысли, которые были заложены в фундамент автором книги, по которой был снят фильм. Кино утонуло, а вернее его утопили в пошлом сексе, крупных планах испражнений главного героя и психа с крысами. Очень жаль! Еще одна интересная идея погибла в руках "неумелого скульптора". №4. Рояль в кустах Дэвид Кроненберг под восторженные аплодисменты своих поклонников на старости лет вернулся к авторскому кино, в очередной раз напомнив, что является не только гением, но и талантливым мистификатором. Или притворщиком, уж кому как больше нравится. Его "Космополис", впервые показанный на кинофестивале в Каннах, прекрасно характеризует последнее настроение Мэтра, стремящегося показать, что мир не может быть только чёрным или сплошь белым. Кроненберг некоторое время пытался найти компромисс с коммерциализацией кинематографа, но в итоге вернулся к производствам "вещей в себе", где "рояли в кустах" пошло и предсказуемо выглядят лишь на первый взгляд. Ибо под крышками этих роялей зрителя непременно ждёт сюрприз, а то и не один. "Космополис" - экранизация разговорного романа Дона ДеЛилло, в который по большому счёту можно было и не вносить изменений. Иной бы ремесленник экранизировал с максимальной привязкой к первоисточнику, более искусный автор и вовсе сделал бы театральную постановку. Но Дэвид Кроненберг подошёл к делу по-своему, став со-автором сценария. Убрал всё на его взгляд лишнее, сохранил камерность произведения, облачив её в декорации внутренностей белого лимузина, и посадил перед безразличной камерой Питера Сушицки "восковую куклу" - Роберта Паттинсона, чьи скромные актёрские возможности в "Космополисе" пришлись очень кстати. Паттинсон словно и не выходил из образа вампира - меланхолика, слишком буквально отнёсся к своей роли двадцативосьмилетнего миллионера, смотрящего на мир, как на говно. Его герой добился всего очень быстро, после чего началась деградация личности, вызванное отсутствием новых стимулов. Миллионер перестал испытывать эмоции, возникла одержимость чувствами, которых у него быть не может. Как следствие, герой Паттинсона начал совершать ошибки, что привело к его полному краху. И всё за одни сутки, проведённые в лимузине на Манхэттене по дороге к стилисту. Через лимузин и взгляд застывших глаз не меняющегося лица Роберта Паттинсона проходит масса персонажей от рэпера до финансовых аналитиков; от арт-консультанта, сыгранной молодящейся Жюльет Бинош до сурового телохранителя в исполнении Кевина Дюрана, умудрившегося в отдельных сценах "перетянуть" на себя внимание зрителей от Паттинсона; от протестующей толпы до метателя торта и интеллигентного убийцы в развязке картины. При этом главный герой плавно проходит "точку невозврата", падая в бездну, которая, тем не менее, обнаруживает дно, являя довольно предсказуемую развязку. Паттинсон своей мимической импотенцией прекрасно описывает внутренние противоречия сыгранного им персонажа - это лишь одна из хитростей Дэвида Кроненберга. "Космополис" наполнен ими под завязку: как внешними, вроде замены Нью-Йорка Торонто, так и внутренними. Ярлыки на режиссёра будут ставить и дальше, но едва ли думающий человек рискнёт без зазрения совести назвать Кроненберга антиглобалистом. Несмотря на всю очевидности показанной в "Космополисе" гражданской позиции и других "роялей в кустах". №5. Восковая кукла ожила "Космополис" Дэвида Кроненберга — в своем роде идеальный фильм. Основанный на книге сугубо разговорного жанра, он представляет максимально широкое поле для размышлений самого разного толка. От антифашистского до пробуржуазного — выбирай на вкус. А дело-то в одном: Роберт Паттинсон наконец-то сыграл свою первую приличную роль. Скучающий миллиардер (по другой версии — всего-то мультимиллионнер, но кто же будет считать чужие деньги?) Эрик Пэкер едет стричься. Меньше, чем через сутки, его состояние обратится в ничто — и принц станет нищим. Все как в сказке. Он не успевает на биржу, а в его белый лимузин постоянно, с какой-то дьявольской назойливостью подсаживаются совершенно незнакомые товарищи. Перечислять их поименно — нет никакого смысла: они настолько колоритны и разноплановы, что лучше бы увидеть их своими глазами. Сегодняшний Кроненберг, конечно, уже не тот, что был вчера. Автор шедеврального "Паука" и невероятной "Экзистенции" скатился до уровня невнятного "Опасного метода". Ну в самом деле — что это такое: человек переосмысливал Кафку и основы гуманизма, а дошел до пошловатых анекдотов из жизни Зигмунда Фрейда? Казалось бы, песенка спета. Но все, к счастью, оказалось гораздо сложнее. И народ, и верховодящий им капиталистический класс — оба по Кроненбергу оказываются одинаково дурны, плохи и никудышны. Да, иметь миллионы — это не очень хорошо, но не иметь миллионов — куда хуже. И каждый новый персонаж "Космополиса" - лучшее тому подтверждение. В оригинальном романе Дона Делилло (читается, кстати, на одном дыхании) диалогам и внутренним метаниям главного героя была уделена не то чтобы львиная — слоновья часть текста. Кроненберг от нее отмахивается с нечеловеческой легкостью: вот мы видим восковую куклу наследника Тутти, вот кукла задумчиво трет подбородок, вот кукла оживает. Стоп. Роберт Паттинсон ("Милый друг", "Воды слонам!", сами знаете какая экранизация Стефани Мейер), кажется, впервые за свою карьеру сыграл персонажа, который может оцениваться, как минимум, неоднозначно. Этому утомленному богачу хочется сочувствовать — и ненавидеть его одновременно. Это как если бы ночной Кристиан Бэйл из "Американского психопата" днем работал бы Кристианом Бэйлом из "Темного Рыцаря". Он пресыщен, все познал, все постиг (или, по крайней мере, уверен в этом), но самое главное — начиная типичной восковой куклой, он оживает уже к двадцатой минуте, перевоплощаясь в жертву собственной идеальности. Анархисты, тортометатели, проповедники, правозащитники атакуют его снежно-белый лимузин, и, что самое главное, при всем этом лицо его остается неизменным. Но это не та неизменность, что была в "Сумерках", - здесь она к месту. Человек устал. Человек едет стричься. Человеку мешают. Человек отбивается от зверей. Королям мира тоже бывает скучно. На вершине Земли иногда совершенно нечем заняться. Когда выше тебя только звезды, некуда даже плюнуть, и нет ни одной урны, чтобы выкинуть недокуренную сигарету. У тебя на счетах миллионы, а ты даже постричься спокойно не можешь, да что там — и пятисот метров не можешь проехать, чтобы тебя не потревожил какой-нибудь свободолюбивый дебил, которому счастья-то надо как Шуре Балаганову — пять тысяч четыреста рублей. А дальше все будет очень хорошо. Нет. Не будет. №6. You have your mother's breasts. Great stand-up tits. Мультимиллиардер Эрик Пэкер (Роберт Паттинсон), self-made man из молодых да ранних, выезжает из своего офиса на шикарном бронированном лимузине на другой конец города, чтобы постричься. Нью-Йорк перекрыт: приехал президент, с толпами хоронят какую-то звезду, да и служба безопасности Эрика с таинственным названием "Комплекс" предупреждает о возможном покушении. За день, проведенный в лимузине, эрик успеет трижды поесть, дважды потрахаться, обсудить будущее своей рушащейся финансовой империи (кто же знал, что юань так рванет вверх!), пережить акцию протеста и прочая, но смысл этого всего от него будет все дальше и дальше ускользать. Он будет вести пустые разговоры с пустыми людьми и чем дальше - тем больше отдаляться от реальности. Ох господи, как же мне жалко девочек-припевочек, которые пойдут смотреть "на Эдварда". А тут их лирический герой играет полного мудака; причем мудака, который искренне не понимает, что он делает не так. Роберт Паттинсон, скажем прямо, не Лоуренс Оливье ни одним местом, но он актер в принципе неплохой: вот и тут он усиленно старается. Не его вина, что вершина его актерской игры в этом фильме приходится на сцену, когда другой мужик лезет ему рукой в задницу (с медицинскими мотивами, не подумайте чего дурного); но он честно отрабатывает, и микродвижения там лицом выдает, и вообще. А то, что у него один из самых мерзких тембров голоса в киноискусстве - ну, может, он нарочно так и это часть вхождения в образ. А на втором плане вообще все молодцы: и Пол Джиаматти, и Саманта Мортон, и Кевин Дюран, и даже Жюльетт Бинош в эпическом скакании на коленках (на самом деле не на них) у РПаттца. Конечно, если вы это будете смотреть как экзистенциальное кино, поиски смысла жизни в обществе потребления, символизм Крысы и юань как предвестник будущего - вот тогда вам наступит полный конец, потому что в такой перспективе это ужасно и невыносимо, наверное. Но Кроненберг же ни слова в простоте, и это вообще, по-моему, такая издевательская комедия. И как комедия это идет на ура; действительно, там все сцены истерически смешные, а вся философия существования - она как вишенка на торте и повод посмеяться еще раз. Ведь действительно, искать в этих разговорах смысл - это легче повеситься, наверное, потому что лежащая на поверхности идея про "деньги не главное" - она настолько проста, что не стоило огород городить. А завернуть в фантик поиска смысла жизни вот такое издевательство - это да, это круто. А если про то, как богатые тоже плачут и бедный мальчик - то такая фигня, конечно. Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при согласовании с администрацией и указании активной ссылки на источник и автора перевода. | |
Категория: Другие фильмы сумеречных |
Просмотров: 1275 |
Добавил: Kатастрõфа
| Теги: | |
| |
Похожие новости:
|