15:09 Рецензия на фильм "Облака Зильс-Марии" | |
На днях Киев посетил французский режиссер Оливье Ассайас, четырехкратный номинант на "Золотую пальмовую ветвь", обладатель приза за лучший сценарий Венецианского фестиваля, номинант на премию "Сезар" и награду за режиссуру Европейской киноакадемии. В украинской столице постановщик презентовал свою ретроспективу и представил последнюю вышедшую картину "Зильс-Мария", участника конкурсной программы прошлогодних Канн. Интересно, что в прошлогоднем каннском конкурсе были представлены сразу две ленты, иронизирующие над Голливудом: "Звездная карта" Дэвида Кроненберга и "Зильс-Мария" Оливье Ассайаса. Но если работа Кроненберга была язвительно-саркастичной, утрированной, жесткой, очень точной, но одновременно грубой и даже ненавистнической, то версия Ассайаса оказалась щадящей, тонкой, мягкой и даже светлой. Француз в отличие от канадца вовсе не стремился быть злобным троллем, а попытался понять современную киноэпоху и время. Зильс-Мария – небольшой швейцарский городок в горах, куда приезжают известная актриса и ее юная ассистентка. Местность славится природным феноменом под названием Малойская змея: облака над долиной в районе Малоя сгущаются и ползут над рекой низко-низко, плотной белой полосой, будто змея. Именно этого явления в одной из сцен ждет главная героиня в исполнении Жюльет Бинош, для которой плывущие облака Малои символизируют неумолимое, но все же приятное и созерцательное течение времени… Фильм начинается сценой в поезде, в котором едут две женщины: именитая актриса Мария Эндерс (Жюльет Бинош) и ее молодая помощница Валентина или просто Вал (Кристен Стюарт). Они направляются в Швейцарию, где много лет назад состоялся театральный дебют Марии. Будучи восемнадцатилетней неопытной девчонкой, она сыграла одну из двух главных ролей в пьесе известного драматурга Вильгельма Мельхиора "Малойская змея", что принесло первую популярность и последующие предложения. И сейчас Мария едет на чествование драматурга, которому обязана своим успехом. Однако в дороге выясняется, что Мельхиор скончался… Вал предлагает повернуть обратно, но Мария решает все равно ехать. Церемония чествования оборачивается церемонией прощания. Мария получает на сцене почетную награду, которая предназначалась Мельхиору, и уже готова сбежать обратно в свою привычную жизнь. Когда к актрисе подходит молодой, но многообещающий постановщик и умоляет сыграть в спектакле по "Малойской змее", который он собирается ставить в Лондоне. Вот только Марии уже и близко не восемнадцать… Давным-давно в пьесе о фатальной разрушительной любви двух женщин, в которой юная амбициозная секретарша Сигрид использовала и бросила свою зрелую начальницу Хелену, Мария сыграла секретаршу. Теперь же ей предложена партия Хелены, слабой уязвленной женщины, чья губительная страсть в итоге приводит к падению и самоубийству… "Зильс-Мария" - меланхолическая и в то же время ясная и прозрачная история постепенного принятия времени и старения. Героиня Бинош, попадая в место, где все начиналось, где она была молода и вызывала всеобщий восторг, где принимала ухаживания опытного партнера по съемкам, где ощущала сексуальное притяжение режиссера, где она была центром окружающего ее мира…, начинает жить призраками прошлого. И поэтому ей невыносимо видеть себя Хеленой – женщиной, для которой все кончено. "Я – все еще Сигрид!" - кричит Мария, тщетно пытаясь снова стать восемнадцатилетней девчонкой, у которой все впереди. Так же как Мария старается понять и принять изменившийся мир (как окружающий, так и свой внутренний), Оливье Ассайас намеревается понять и даже оправдать современную киноэпоху. И хотя режиссер утверждает, что Жюльет Бинош играет в фильме саму себя, она, скорее, играет Оливье Ассайаса. Ей чужды гаджеты, интернет и сплетни в таблоидах, она понятия не имеет, как зовут икон современного шоу-бизнеса и кумиров нового поколения, смеется над фантастическими блокбастерами о супергероях и межзвездных конфликтах. В то время как Вал, зависающая в сети и находящаяся в курсе всех скандалов, новинок, медийных лиц и завсегдатаев первых полос, пытается серьезно и аргументированно объяснить, чем хороши экшны про космос и чем ей нравится эпатажная восходящая голливудская звезда Джо-Энн Эллис (Хлоя Морец), которую утвердили на роль Сигрид в новой постановке "Малойской змеи". Забавно, что роль Джо-Энн (аналога Линдси Лохан и Майли Сайрус) изначально должна была играть Стюарт. Вернее Ассайас предложил Кристен воплотить именно этот образ, а вовсе не Вал. В итоге же звезда "Сумерек", сама некогда не сходившая с первых полос желтых изданий, сыграла умную, трезвую и рассудительную Валентину, защищающую Джо-Энн и оправдывающую ее вызывающие поступки, словно оправдывающую саму себя (и игра Стюарт, не поверите, завораживает больше, чем игра Бинош). Более того, когда режиссер ближе знакомит зрителя с голливудской старлеткой в исполнении Морец, мы видим неглупую, сдержанную девушку, крайне далекую от своего экранного имиджа. В Каннах "Зильс-Марию" сразу же сравнили с "Персоной" Бергмана, в которой главная героиня-актриса внезапно замолкает посреди спектакля и с тех пор перестает общаться с окружающим миром, не принимая ни его, ни себя в нем. Вместе со своей сиделкой она отправляется к морю, где та наивно восхищается и разговаривает с актрисой дни напролет, пытаясь вывести ее из окаменевшего состояния. Действительно, взаимоотношения Марии и Вал в чем-то напоминают бергмановский концепт, но едва ли его дублируют, раскрываясь в иной плоскости – не столько одиночества, сколько старения. "Я понимал, что нахожусь на бергмановской территории, но специально не пересматривал "Персону" перед съемками, чтобы ни в коем случае ее не наследовать", - говорит Ассайас. И ему таки удалось избежать подражания. Отношения Марии и Вал (в которых определенно присутствует если не сексуальный, то очень близкий, нежный, интимный подтекст) раскрываются в диалогах Сигрид и Хелены. Вал слегка отстраненно и блекло читает реплики Сигрид, силясь тем самым доказать Марии превосходство Хелены, ее не слабость, а наоборот силу и нравственное преобладание. Режиссер не показывает ни одной репетиции героини Бинош с героиней Морец, намеренно акцентируясь только на Марии и Вал, потому что, несмотря на все расхождения, они похожи, как Хелена похожа на Сигрид, как Хелена, которая и есть Сигрид двадцать лет спустя. Принятие времени – лейтмотив, который проходит через всю картину белыми плывущими облаками. И время в итоге рассеивается, как и "змея" над Малоей, как призраки прошлого, как страхи и меланхолии настоящего… Смотрите все! Цените лучшее! Поиск информации netmouses специально для twilight-saga.ru. Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при согласовании с администрацией и указании активной ссылки на источник и автора перевода. | |
Категория: Другие фильмы сумеречных |
Просмотров: 778 |
Добавил: Daria@love
| Теги: | |
| |
Похожие новости:
|