Автор: Анатолий Филатов
Для начала, хотя так начинать среди приличных людей и не принято, необходимое пояснение. На просмотр «Сумерки. Сага. Новолуние» я отправлялся, что называется, с чистым сердцем и широко открытыми глазами, то есть не будучи знакомым с литературным первоисточником и экранизацией первой части всей этой остромодной вампирской эпопеи. Такой подход, обладая очевидными достоинствами и недостатками, дает явное преимущество: фильм можно смотреть «с чистого листа», а после, не кривя душой и не изменяя себе, трезво бросить на весы его достижения и провалы. Так вот, если судить с этих позиций, «Новолуние» — очень удачный пример беспроигрышно просчитанного и крепко реализованного коммерческого кино. Возможно, даже идеальный. Возможно, даже чересчур. Если говорить о современном вампирском кино вообще, то лично для меня тремя непокоренными вершинами в этом жанре были и остаются «Блэйд», «Королева проклятых» и «30 дней ночи». Ни на один из них «Сумерки», естественно, не похож: рафинированная эстетика местных кровососов не имеет ничего общего ни с брутальным чернокожим полукровкой, ни с арктическими упырями, ни с принимающей кровавые ванны тысячелетней Элайей. Это, впрочем, и к лучшему: создав мир, в котором вампиры не умирают на солнце, а всего лишь сияют милыми лучиками аки светлячки, автор «Сумерек» изобрела (и незамедлительно продала) новый идеальный бренд, «готику для девочек». Рынок оказался морально не готов и сразу же выбросил белый флаг: книга побила рекорды продаж, фильм, снятый по нынешним меркам за гроши, окупился несколько десятков раз. Я гарантирую: тот, кто первым догадается вбросить на рынок сюжет о банде дредатых вампиров-ниггеров из гетто, с огромными пушками и не меньших размеров косяками, разбогатеет не меньше, – этот сегмент рынка до сих пор странным образом не окучен.
В «Новолунии», этом очень странном продукте сознания, все идет вразрез с канонами вампирского кинематографа. Достаточно лишь того, что кровь на экране появляется лишь один-единственный раз, и то — в виде последствий неосторожного обращения с бытовыми предметами; никто никого не кусает, а так называемая война между кровососами и оборотнями обходится одинокой жертвой в виде как раз таки дредатого чернокожего с лицом Максима из группы The Prodigy в дизайнерском пиджаке. То есть фильм, надо понимать, не о нежити, а о любви. Действительно, любви здесь хватает: практически все два часа, что длится фильм, главная героиня только и делает, что истово любит. Настолько истово, что временами путается с объектами этой самой любви, ну да не беда: кто в свои 18 лет не был твердо уверен, что вот этот мальчик/эта девочка — это «на всю жизнь»? Где эти мальчики/девочки сейчас, вы сами-то хоть знаете? Главная проблема «Сумерек» не в том, что вампиры здесь, если разобраться, вовсе ни к чему, а в том, что даже с этим идеальным материалом авторы обращаются крайне небрежно.
Внутренняя мотивация всех без исключения персонажей хромает на обе ноги: Белла любит Эдварда, Эдвард любит Беллу, Эдвард бросает Беллу, так как боится за ее дальнейшую судьбу, Белла сходит с ума, Белла кидается в объятия перекачанного оборотня-малолетки, малолетка, оказавшись в сложной жизненной ситуации, нечаянно спасает Белле жизнь, внезапно выясняется, что Эдвард вовсе не хотел никого бросать, а теперь мечтает о прилюдном суициде. Всей этой чехарды, естественно, не было бы, если бы еще в первой части Эдвард поддался бы на уговоры Беллы и цапнул ее куда-нибудь, инициировав в вампиршу. Но он же боится, понимаете? Весь сюжет, если вдуматься, держится только на том, что чувак, которому за сотню лет, боится укусить свою подружку, хотя она его об этом и умоляет с регулярностью раз в 15 минут. Коллизии, ох.
Ничего дурного в этом, как ни странно, нет. Фильм исключительно приятен для просмотра: во-первых, потрясающе сработали операторы, а во-вторых, общий дизайн картинки целенаправленно делает нам красиво снова и снова. Из-за душевных метаний и терзаний интерес к творящемуся на экране не угасает, хотя иногда и сложно бывает удержаться от нервного хохо