Я – робот.
Развитие робототехники с каждым годом набирает все большие обороты – роботы прочно входят в жизнь человека: они выполняют различные задачи на производстве, помогают в быту, используются в медицине и многих других отраслях.
Существует огромное количество различных типов роботов, предназначенных для разных целей и отличающихся друг от друга не только целями и задачами, но и самими принципами их архитектуры. Промышленные роботы, военные, бытовые и, как это ни странно, андроиды.
Время всегда идет вперед. Редко кто оглядывается в прошлое. С каждым годом люди все больше пытаются отойти от ручной работы. Сколько всего было придумано, изобретено. И почему люди не останавливаются?
Я никогда не могла понять, чего хотят эти люди. Почему они ведут себя так, а не по-другому. Почему они сказали это, а не то. Часто я замечала, что они говорят не то, о чем думают. Не все, но многие. Большинство. Нет. Я не читаю мысли. Я просто замечаю поведение. Я знаю, когда говорят правду, а когда лгут. Это часть моей работы.
Я же вообще не умею лгать. Но также я не умею смеяться, плакать, грустить. Я не знаю не одного человеческого чувства. Я не понимаю человеческих эмоций. Звучит глупо? Да. Но не для меня.
Любой человек, который меня видит, думает, что я обычная девушка со своими проблемами. Спортивное телосложение, темные волосы ниже лопаток, карие глаза. Красивые черты лица. На вид 15-17 лет. Хотя многие дают больше.
Красивая девушка. Но это лишь оболочка. И мне нельзя общаться с людьми. А все потому, что они могут узнать кто я. Ведь я всего лишь внешнее подобие человеческого рода, а на самом деле это не так. Все потому, что я – Робот.
Грядет 2021 год. Технологии ушли вперед. Наука не стоит на месте. Но всеже никто не знает о моем существовании.
Я – робот. Электромеханическое, гидравлическое, пневматическое устройство, предназначенное для осуществления различных операций, выполняемых человеком. Меня зовут Вера. Полное имя Omnibot 17 yi 5 xp – android.
Я – Android. В переводе с греческого языка человекоподобный. Внешне человек, внутри машина.
Для меня существует три основных закона. Три закона робототехники:
1. Робот не может причинить вреда человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2. Робот должен выполнять приказы человека в той мере, в которой это не противоречит первому закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит первому и второму законам.
Я не понимаю зачем эти законы. С ними очень сложно. Программы многих роботов дают сбой из-за них.
А вообще, откуда эти законы?
В литературе спокон веков бунтовали роботы. Положение стало настолько серьезным, что проблема бунтующих роботов перекочевала со страниц художественной литературы на страницы научных статей и монографий. Сам Норберт Винер счел необходимым предостеречь человечество от возможных последствий чрезмерной самостоятельности роботов.
Американский писатель и ученый Айзек Азимов сформулировал свои знаменитые «Три Закона робототехники». Его законы получили всемирное признание. С тех пор ни один робот не имеет права сойти с конвейера, если в его память не заложены эти законы… Наконец-то человечество смогло вздохнуть свободно. Будущее сосуществование с легионами покорных роботов представлялось вполне безоблачным.
Почему же Айзек Азимов издал такие законы? Я не могу этого понять. Они мешают нормальной работе робота. Могу доказать на примере рассказов самого издателя законов.
Начнем с самого первого рассказа из цикла “Я, робот”. У маленькой девочки есть робот-нянька. Девочка привязалась к роботу, но, по мнению мамы, эта привязанность вредит правильному воспитанию ребенка. И хотя папа придерживается иного мнения, после долгих семейных дискуссий робота отправляют обратно на фабрику. Девочка грустит, возникает опасность серьезной душевной травмы, и робот возвращается (рассказ “Робби”).
Лично я не понимаю, что значит привязанность. Именно это человеческое чувство повлекло к «разбитию» Первого Закона робототехники, который Азимов сформулировал следующим образом: “Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред”.
Где уж мне разобраться, что вредно, а что полезно, если сами родители не могут решить этот вопрос применительно к собственному ребенку!
В рассказе “Хоровод” в результате нечетко сформулированного указания Первый и Третий Законы вошли в противоречие друг с другом. Согласно Третьему Закону, “робот должен заботиться о своей безопасности, поскольку это не противоречит Первому и Второму Законам”. Роботу была дана команда, но не указана степень вреда, который будет нанесен человеку в случае ее невыполнения. И вот робот кружится по границе опасного района, не углубляясь в него (этому мешает Третий Закон) и вместе с тем не отходя далеко (этому препятствуют Первый и Второй Законы).
Ситуация, знакомая любому программисту современных компьютеров. Называется она “зацикливание”. К слову сказать, любой мало-мальски опытный программист закладывает в программу специальные команды, по которым, совершив три-четыре круга, компьютер останавливается и требует от человека дальнейших указаний.
В рассказе же “Хоровод” все происходит иначе. Там разорвать порочный круг людям удается, лишь рискуя жизнью и при этом пуская в ход всю свою изобретательность и пользуясь помощью знатока психологии роботов. Кстати, один из лейтмотивов, объединяющих большинство рассказов сборника, – единоборство между роботами и человеком - робопсихологом Сьюзен Кэлвин.
Да все эти законы – это кошмар для робота. Но я не волнуюсь. Во мне заложена программа, которая позволяет не соблюдать закон в случае необходимости. Что – то я отвлеклась.
Я – машина. У меня нет человеческих органов. Мое сердце – Материнская плата. Мой мозг – процессор. Моя память – жесткий диск.
Можете назвать меня, своего рода, компьютером, если хотите. Это будет правдой.
На моем жестком диске много информации. Но всеже там довольно достаточно места для новых файлов.
Большую часть информации я получила при создании. Мне просто «залили» файлы в «память». На диске находятся все программы. Там хранится то, чем я могу пользоваться. Также я самостоятельно могу сохранять информацию и удалять файлы.
Хотите понять, что внутри моей человеческой оболочке? Разберите компьютер, узнаете.
Единственное, что меня отличает, помимо расположения устройств и железного скелета, это наличие Куки.
Куки – это место хранения зашифрованной информации о создателе, хозяине, подопечном. Я знаю информацию, но не могу ее выдать. Она засекречена. Я знаю, но не говорю.
Все же некоторая информация хранится на жестком диске. Я могу об этом распространяться.
Мой создатель, или хозяин, Антон Сергеевич Кетенков. 43 года. Рост 171. Волосы светлые. Глаза серые. Особые черты: шрам на щеке, длинной 3 сантиметра 6 миллиметров. Родимое пятно на правой лопатке.
Директор фирмы KitenRobots. Компания занимается созданием роботов разных видов.
Промышленные роботы. Данный тип роботов находит свое применение, главным образом, на промышленных производствах и в научных лабораториях.
Чаще всего под понятием «Промышленный робот» подразумевается система автоматических управляемых при помощи специальных программ манипуляторов, которая предназначена для выполнения операций, связанных с перемещениями различных предметов.
Манипулятор промышленного робота в зависимости от его задач имеет от двух до шести степеней свободы и может перемещать грузы весом до нескольких центнеров в радиусе нескольких метров.
Чаще всего промышленные роботы используются для перемещения и сортировки различной продукции (в том числе крупногабаритных грузов), в качестве сварщиков и для покраски.
Использование данного типа роботов удобно для многих отраслей промышленного производства, поскольку позволяет добиться роста производительности труда при сохранении высокого качества продукции и дает возможность быстро приспосабливаться к изменениям объектов производства и потребительского рынка. Именно поэтому с каждым годом растет число предприятий, производственные линии которых укомплектованы роботами.
Военные роботы: боевые и роботы для обеспечения безопасности.
Предназначены как для военных операций (в качестве основной действующей силы), так и для помощи военнослужащим: это и роботы для переноски тяжестей (американский проект BigDog как раз и разрабатывался с надеждой на то, что робот сможет переносить снаряжение и помогать солдатам на территории, где не способен передвигаться обычный транспорт), и роботы-саперы, и активно разрабатываемые сейчас экзоскилеты.
Бытовые роботы. Предназначены для помощи человеку в повседневной жизни. Сейчас бытовые роботы не слишком распространены, однако есть все основания предполагать широкое их распространение в ближайшем будущем.
На данном этапе бытовые роботы – чаще всего предназначены для развлекательных целей, но всё большую популярность набирают роботы-уборщики, по своей сути - автоматические пылесосы, способные самостоятельно прибраться в квартире и вернуться на место для подзарядки без участия человека.
К этому типу можно отнести и роботов, которые способны заменять человека при выполнении некоторой работы: роботы - повара, манекенщики, медсестры и санитары и тому подобное.
KitenRobots не создает андроидов. Я единственная в своем роде. Антон Сергеевич создал меня самостоятельно в собственной лаборатории, которая находится у него дома.
Моя разработка проходила два года. Еще год был потрачен на установку программ и «закачивание» информации.
Я создана для защиты и обучения. В мои функции входит помощь подопечному в получении образования, а также для защиты его жизни и здоровья.
Меня можно назвать энциклопедией. В моей памяти содержится 32.848.932 файла. Это только те, которые относятся исключительно к образованию.
Еще 52.484 относятся к боевым искусствам. Я обязана защитить своего подопечного. Я должна обезвредить нападающего, но не убить. Так гласят Три закона робототехники.
Каждый день проходит для меня одинаково. Все по программе, заложенной в мою память.
Мой подопечный – Станислав Антонович Кетенков. Сын создателя. 21 год. Рост 179. Волосы темные. Глаза карие. Особые приметы: родинка на правой щеке. Студент московского Государственного института Информационных технологий.
В один из дней произошла ситуация, к решению которой я не была готова. Даже моя скорость мышления не помогла. Мой подопечный возмутился моим способностям. Его перестало устраивать то, что у меня отсутствует информация о человеческих эмоциях и чувствах.
- Я не понимаю, Вера. Как это так?! Как можно жить, не имея чувств и эмоций?! – кричал он.
- Станислав. Во-первых, я не живу. Я существую. Я робот. Я не жизнеспособное существо, просто машина. Во-вторых, я не могу воспринимать такую информацию. Ее нельзя перевести в символы и уравнения. Без этого я не могу ее использовать! – объяснила я.
- Можно сохранить информацию в фото - и видеофайлах.
Губы Стаса растянулись. Люди, кажется, называют это улыбкой.
- Это возможно. Можно спросить?
Я всегда обязана просить разрешения, чтобы задать вопрос.
- Да. – снова улыбка.
- Вот это люди называют улыбкой… - я указала на растянувшиеся губы. – Зачем она?
- Так мы выражаем радость. Скоро ты будешь понимать эмоции.
Я кивнула.
Я изучала эмоции и чувства. Мне было интересно. Я даже не знала, что их так много.
Конечно, было сложно. Я не всегда понимала, почему этот человек смеется. Этот плачет. Тот злиться. Для меня это казалось не нужным.
- Стас, почему этот маленький мальчик, ребенок, смеется?
Мне уже не нужно было просить разрешения, чтобы задать вопрос. Стас сказал, что это лишнее.
- Дети часто смеются. Они радуются жизни. Плачут только от физической боли. Или если их отругают.
- А взрослые тоже плачут по этим же причинам?
- Нет. Не только по этому. У взрослых могут быть и другие причины для слез. А физическую боль они могут просто терпеть.
Стас посмотрел на меня.
- Какое чувство сейчас ты бы применила к себе? – спросил он.
- Непонимание… - с безымоциональным лицом сказала я.
- А ты можешь изобразить?
- Нет. Пока не могу. Я еще не изучила информацию полностью. Многие файлы остались необработанными.
- Так! Хвати говорить как компьютер. Запоминай, как говорю я и используй нормальную, для обычных людей, лексику.
- Хорошо. – ответила я.
Неделю спустя, я, как всегда, встречала своего подопечного из университета. Он был зол, рассержен и еще что-то. Да, у меня сложно с эмоциями.
Он сел в автомобиль и сильно хлопнул дверью.
- Что случилось? – спросила я, заводя мотор.
- Ничего! – грубо ответил он.
- Почему ты грубишь?
- Ты не понимаешь человеческих чувств, поэтому незачем объяснять! – кричал Стас.
- А ты расскажи. Я попытаюсь понять.
- Да?! Уверена? Я хотел, чтобы ты мне помогла! И что?! И ничего! Ничего не выйдет. Я хотел вывести тебя в люди. А ты? Ты безымоциональная и бесчувственная. Вот!
Он отвернулся к окну.
Впервые я смогла изобразить эмоции, а главное почувствовать их самой.
Мне было неприятно от слов Стаса. Хотя он говорил правду. И мне было больно от этой правды. Все эмоции отразились на лице, но сразу исчезли.
Это хоть что-то.
Я припарковала автомобиль около дома, и мы вышли.
- Я скажу отцу, чтобы он больше не приставлял тебя ко мне. Мне надоело таскаться с роботом – андроидом. С меня хватит!
И он ушел в дом. Мне стало еще хуже. В моем системном блоке происходила путаница. Все эмоции, которые я изучала, смешались. Это было странно. Я решила разобраться в этих файлах, чтобы не допустить сбой системы.
Меня отстранили от работы. Сказали, что это временно, но мне было плохо без подопечного.
Я решила не терять время даром и заняться делом. Решила изучать эмоции и чувства по книгам и фильмам. Лучше бы я этого не делала.
Я начала воспринимать чувства, как все люди. Я начала чувствовать одиночество, душевную боль. Но это не главное. Меня поглощали другие, более сильные чувства. Такие, как любовь, страсть и привязанность.
Я привязалась к своему подопечному. Этого нельзя было допускать. Так гласят законы робототехники. Чтобы не допустить неисправности, было принято решение об отключении системы подачи энергии. Люди называют это смерть. Я отключилась.
Прошло много лет с тех пор. Меня снова подключили. Я знаю все человеческие эмоции и чувства, но я не могу использовать их. Вся информация была перенесена в Куки. В закрытую базу данных. Я больше не являюсь охраной Станислава. Меня отстранили навсегда. Он уехал в другой город. Он счастлив. Я это знаю. И я счастлива за него. Но я не могу это показать. Запрещено.
Теперь я понимаю значимость законов робототехники. Я больше никогда не нарушу их. Я не могу причинять врез подопечному и себе. Запрещено.
Теперь я обычный робот – андроид. Таких много. Но всеже я особенная. Я понимаю значимость человеческих чувств и эмоций.